ФАС: к жалобе на телефонный спам нужно прилагать аудиозапись

13.11.2019. АПИ — Законом установлен однозначный запрет на распространение рекламы по сетям электросвязи при отсутствии согласия абонента. Методы борьбы с такими нарушителями 11 ноября разъяснила Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Согласно действующему федеральному закону распространение рекламы по сетям телефонной связи допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на ее получение. При этом бремя доказывания получения такого согласия возлагается на рекламораспространителя. Кроме того, запрещается использовать для распространения рекламы средства автоматического дозванивания или рассылки.

В надзорном ведомстве подчеркивают, что согласие должно однозначно идентифицировать абонента и подтверждать его волеизъявление на получение информации от конкретного рекламораспространителя. «Согласие, полученное посредством заполнения каких-либо форм на сайтах в Интернете, не позволяющих однозначно установить, кто именно дал согласие на получение рекламы, является ненадлежащим», – констатирует заместитель руководителя ФАС Даниил Фесюк.

С другой стороны, для принятия решения и привлечения таких нарушителей к ответственности ФАС должна располагать соответствующими документами и доказательствами. Поэтому потерпевшим от телефонного спама гражданам предписывается указывать в заявлении данные о рекламораспространителе и описывать факты нарушения, с указанием способа, места и времени распространения рекламы. При невозможности предоставления доказательств заявитель вправе указать лицо, от которого они могут быть получены. В частности, с письменного согласия абонента на раскрытие тайны связи антимонопольное ведомство может запросить сведения о звонках и полученных SMS-сообщениях у оператора.

Однако зачастую ФАС фактически бессильна: «В случае отсутствия в заявлении гражданина как детализации выписки за период получения рекламы, так и согласия гражданина на раскрытие тайны связи, антимонопольный орган будет лишен возможности направить соответствующий запрос оператору связи, в связи с чем в ответ на такое заявление гражданину готовится разъяснение о невозможности возбуждения дела. Аналогично следует направлять гражданину разъяснения в случае поступления заявления, в котором отсутствует фотография (изображение) поступившего SMS-сообщения и push-уведомления либо аудиозапись телефонного звонка с нежелательной рекламой», – заключает Даниил Фесюк.

Как обычный пользователь телефона может получить такую аудиозапись, а также требования к ней в письме ФАС не указываются. Тогда как многие недобросовестные компании используют разные способы избежать фиксации факта намеренно незаконного распространения рекламы. Например, при автоматическом прозванивании вызов прерывается через несколько секунд – рекламодатель рассчитывает, что абонент сам наберет пропущенный номер и де-юре сам захочет услышать рекламу. Кроме того, даже аудиозапись не доказывает распространения рекламы с конкретного телефона. К тому же чаще всего они зарегистрированы на физических лиц, в том числе подставных (так называемых «зиц-председателей»). Даже если ФАС и удастся доказать нарушение ими закона, административный штраф составит всего 2,5 тысячи рублей.

В то же время в антимонопольном ведомстве сложилась и положительная практика противодействия телефонному спаму. Например, в Волгограде к ответственности привлекли индивидуального предпринимателя Григория Романова. Он признался, что привлек студентов для опроса потенциальных клиентов сети клиник, но доказать получение от них согласия на такие звонки не смог. 

Штраф в размере 100 тысяч рублей наложили на новосибирское ООО «Группа фэмили», которое использовало систему автодозвона для продвижения услуг охранной сигнализации. В Омской области в незаконной прозвонке от имени колл-центра уличили частного владельца телефона, который «полностью признал свою вину в содеянном» и обязался «в дальнейшем не осуществлять телефонные звонки абонентам без согласования с руководством компании».