Голос потребителя в эпоху перемен

26.04.2022

Илья Гришанин, адвокат, член Палаты адвокатов Нижегородской области и Ассоциации юристов России, кандидат наук.

   Из-за ухода с российского рынка ряда зарубежных компаний у потребителей нарастает обоснованная обеспокоенность, связанная с обслуживанием приобретенных товаров импортеров. Можно предположить, что при сохранении политической напряженности вокруг Российской Федерации, действием односторонних рестрикций в отношении нашей страны, будет увеличиваться доля дел, подпадающих под действия закона о защите прав потребителей.

   Взаимоотношения «потребитель-изготовитель (исполнитель)» регулируются вышеназванным законом, а также другими законодательными актами. Роль закона особенно возрастает в интенсивно меняющемся мире, когда уходит точка опоры в оценке привычных гражданских взаимоотношений между субъектами. В таких условиях «вспоминание» прописных очевидных истин возвращает к последовательности мышление и, как следствие, к логичности и эффективности действий.

   Статьей 6 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) устанавливает обязанность изготовителя обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы. Для этой цели изготовитель обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.

   Изменения политики зарубежных компаний в части ритейла и производства, не аннулирует взятые обязательства изготовителя. Импортеры и производители с доминирующем участием зарубежного капитала обеспечивают работу служб поддержки и технического облуживания через открытые юридические лица, филиалы и представительства. 

   Если изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, он обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю (пункт 2 статьи 7 Закона РФ о защите прав потребителей).

   Замечу, что вопрос обеспечения работоспособности касается не только товаров, но и соответствующего программного обеспечения. В октябре 2021 г. Верховный Суд РФ признал существенным недостатком прекращение работы программного обеспечения в пределах срока службы товара, приводящее к невозможности его дальнейшего использования ("Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей", утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.10.2021). Поводом стало обращения потребителя с иском к импортеру о возврате стоимости смартфона, который работал через онлайн сервис. После отключения сервиса в связи с переходом на использование производителем другого ПО телефон перестал работать. На момент обращения гражданина в суд истек гарантийных срок службы телефона, а срок службы производителем не было установлен. Верховный Суд РФ встал на сторону потребителя и обязал производителя вернуть деньги, отменив решения нижестоящих судов.

   Заслуживает внимания коллективные иски потребителей к американской компании Netflix после ухода из России. В одном из коллективных исков указывается, что сервис должен был уведомить пользователей об изменениях соглашения минимум за 30 дней, но аннулирование подписки прошло без соблюдение этого срока. Это нарушение было однотипным, поэтому оно и стало основанием для коллективного иска. Такой механизм закрепили в Гражданском процессуальном кодексе с 2019 года. 

   В целом, первичный анализ начавшихся изменений свидетельствует о попытке зарубежных организацией сохранить тренд на поддержание  своих реноме как надежных изготовителей (исполнителей), нацеленных решать спорные ситуации в досудебном порядке. Однако, прогноз по дальнейшей ситуации в сфере защиты прав потребителей нужно выстраивать с учётом ограниченности ресурсов изготовители (исполнители) товаров и оказывающих услуги, что рано или поздно приведет к снижению актуальности принципа «потребитель всегда прав». В такой обстановке трудно переоценить роль Закона о защите прав потребителей, который доказал эффективность за 30 лет своего применения.